· «Осенние листья» - Соберите несколько осенних листьев, рассмотрите, предложите ребенку подуть на листья, изобразить, как ветер играет с листьями в парке. Дуем на выдохе. Стараться не надувать щеки.
· «Дровосек» - Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы сцеплены «Замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести -ух! – на длительном выдохе.
· «Вьюга» - Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги да метели. Вьюга воет: у-у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала стихать. (повторить то же, только тише). И затихла.
· «Снежинки» - Предложить ребенку подуть на кусочки ваты, мелкие кусочки бумаги, превратить комнату в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Следить, чтобы щеки при этом не надувались.
· «Кораблики» - наполните водой небольшой таз, предложите ребенку подуть на легкий кораблик, отправить его в плавание.
· «Футбол» - Сделайте из элементов конструктора или другого материала «футбольные ворота». Возьмите легкий шарик (можно скатать из ваты). Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.
· «Водичка» - Ребенок, глядя на картинку, имитирует открывание крана с водой, одновременно произнося на выдохе протяжно звук С-С-С-С (песенку водички). Формирование правильного произношения звука «С».
Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР важной частью коррекционной работы является формирование общих речевых навыков.
Общие речевые навыки включают:
• Развитие физиологического дыхания.
• Развитие фонационного (речевого) дыхания;
• Развитие мимики и выразительности движений;
• Развитие способностей понимать и выражать эмоции;
• Формирование физиологических механизмов интонации: развитие силы голоса, расширение голосового диапазона.
• Развитие определенного темпа и ритма речи;
• Формирование восприятия и воспроизведение основных интонационных компонентов
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения формирования речевых навыков, а именно:
• Нарушения дыхательной функции;
• Недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (чрезмерно громкий или тихий, небольшого диапазона);
• Нарушения тембра (глухой, хриплый, резкий, напряжённый);
• Недостаточная координация в работе дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
• Нарушения мелодической организации высказываний;
• Трудности в воспроизведения интонаций;
• Нарушения темпа и ритма речи;
Начинаем с развития слухового внимания:
· Слушаем звуки природы.
Можно использовать музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных) для создания положительного эмоционального фона.
· Воспитываем слуховое внимание.
Включаем работу с неречевыми звуками, воспроизведение простых ритмических рисунков, различение звуков по тембру и высоте, по силе и высоте голоса.
Далее учимся выделять из потока похожих по звучанию слов правильного (нужного) или отличного от остальных. И еще многое другое.
Развиваем общие речевых навыки в комплексе с работой над звукопроизношением:
· При разучивании стихов, отгадывании загадок и составлении рассказов идет автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Одновременно проводим работу по развитию:
· речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи;
· умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче;
умения говорить тихо, громко, шепотом;
· умения говорить в спокойном темпе;
· тембровой окраски голоса, высоты тона, четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Предлагаю подборку практического материала – несложных дидактических игр и упражнений на развитие слухового внимания у наших малышей, а несколько позднее, для формирования фонематического слуха (слуха к звукам речи):
1. «Что ты слышишь вокруг?» – закрой глаза и слушай звуки вокруг (проехала машина, стучат за стеной, звучат голоса , идет дождь и т. д.).
2. «Угадай, что звучит» — закрой глаза, я буду шуметь разными предметами, а ты угадывай (стук руки по столу, шуршанье бумаги, переливание воды, щелканье пальцами и т. д.)
3. «Кто как кричит?» – как кричит корова, собака, петух, кошка и др.
4. «Услышишь – хлопни» — если услышишь звук (Ж) – хлопни в ладоши. Взрослый называет цепочку любых звуков, произнося из коротко, а ребенок «ловит» только звук (Ж). (то же самое можно проделать с любым звуком)
5. «Запомни – повтори» — я назову слоги, а ты повтори – ма – на – та; ту – пу – ку; ла – лу – лы и т. п. Слоговые ряды могут удлиняться до 4-5-ти за один повтор.
6. «Первый звук» – послушай слово и выдели звук, с которого оно начинается : кот – «к»; мак – «м»; зонт – «з» и др.
7. «Последний звук» — послушай слово и выдели звук, на который оно заканчивается – мама – «а»; слон – «н»; дом – «м» и др.
8. «Подбери слово» — подбери слово на звук Т – тапки, табурет, туфли, тарелка и т. д. Чем больше слов подберет ребенок, тем лучше. Взрослый помогает и меняет звук (Ш), (С) (К) и др.
9. «Какой звук тянется (поёт)?» – послушай слово и назови звук, который тянется – ды-ы-ым – «Ы»; ко-о-ом – «О»; та-а-м – «А» и т. д.
10. «Подбери слово с звуком (П) в начале, середине, конце» – подбери слово на звук «П» — пух; подбери слово, чтобы звук «П» был в середине слова – тапки; подбери слово со звуком «П» в конце слова – хлоп. Взрослый помогает и меняет звук.
11. «Собери слово» – я произнесу звуки, а ты составь из них слово : Т-Ы – ты;
М-И-Р – мир; С-Ы-Р – сыр и т. д.
12. «Сосчитай звуки» — я произнесу слово по звукам, а ты их сосчитай : М-Ы — 2 звука; К-О-Т – 3 звука; М-У-Х-А – 4 звука и т. д.
13. «Подставь звук в начале слова» – я произнесу слово, а ты подставь звук «Т» в начале, что получится? — -ам – ТАМ; -ук – ТУК; — ом – ТОМ; -ома – Тома; -оля – Толя и т. д. (игра «Сломанное слово»)
14. «Подставь звук в конце слова» – договаривай мои слова звуком «С»: – нё –НЁС; пё – ПЁС; ле – ЛЕС; Ки – КИС и др. (игра «Договори слово»).