Учитель-логопед Семёнова Наталья Павловна Воспитатель Пирязева Ирина ВалентиновнаВоспитатель Алим Светлана Александровна Помощник воспитателя Соляник Татьяна Сергеевна | ||
Логопедическая азбука для родителей – советы логопеда
Этот вопрос я часто слышу от родителей своих воспитанников. Попробуем разобраться. Наша речь невозможна без речевого дыхания. Итак, речевое дыхание, что это и чем оно отличается от обычного привычного нам дыхания? Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15). В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.
Игровые упражнения на развитие речевого дыхания: · «Осенние листья» - Соберите несколько осенних листьев, рассмотрите, предложите ребенку подуть на листья, изобразить, как ветер играет с листьями в парке. Дуем на выдохе. Стараться не надувать щеки.· «Дровосек» - Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы сцеплены «Замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести -ух! – на длительном выдохе. · «Вьюга» - Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги да метели. Вьюга воет: у-у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала стихать. (повторить то же, только тише). И затихла. · «Снежинки» - Предложить ребенку подуть на кусочки ваты, мелкие кусочки бумаги, превратить комнату в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Следить, чтобы щеки при этом не надувались. · «Кораблики» - наполните водой небольшой таз, предложите ребенку подуть на легкий кораблик, отправить его в плавание. · «Футбол» - Сделайте из элементов конструктора или другого материала «футбольные ворота». Возьмите легкий шарик (можно скатать из ваты). Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. · «Водичка» - Ребенок, глядя на картинку, имитирует открывание крана с водой, одновременно произнося на выдохе протяжно звук С-С-С-С (песенку водички). Формирование правильного произношения звука «С».
Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР важной частью коррекционной работы является формирование общих речевых навыков. Общие речевые навыки включают: • Развитие физиологического дыхания. • Развитие фонационного (речевого) дыхания; • Развитие мимики и выразительности движений; • Развитие способностей понимать и выражать эмоции; • Формирование физиологических механизмов интонации: развитие силы голоса, расширение голосового диапазона. • Развитие определенного темпа и ритма речи; • Формирование восприятия и воспроизведение основных интонационных компонентов
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения формирования речевых навыков, а именно: • Нарушения дыхательной функции; • Недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (чрезмерно громкий или тихий, небольшого диапазона); • Нарушения тембра (глухой, хриплый, резкий, напряжённый); • Недостаточная координация в работе дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры; • Нарушения мелодической организации высказываний; • Трудности в воспроизведения интонаций; • Нарушения темпа и ритма речи;
Начинаем с развития слухового внимания: · Слушаем звуки природы. Можно использовать музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных) для создания положительного эмоционального фона. · Воспитываем слуховое внимание. Включаем работу с неречевыми звуками, воспроизведение простых ритмических рисунков, различение звуков по тембру и высоте, по силе и высоте голоса. Далее учимся выделять из потока похожих по звучанию слов правильного (нужного) или отличного от остальных. И еще многое другое.
Развиваем общие речевых навыки в комплексе с работой над звукопроизношением: · При разучивании стихов, отгадывании загадок и составлении рассказов идет автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Одновременно проводим работу по развитию: · речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи; · умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче; умения говорить тихо, громко, шепотом; · умения говорить в спокойном темпе; · тембровой окраски голоса, высоты тона, четкости дикции, интонационной выразительности речи. Предлагаю подборку практического материала – несложных дидактических игр и упражнений на развитие слухового внимания у наших малышей, а несколько позднее, для формирования фонематического слуха (слуха к звукам речи):
1. «Что ты слышишь вокруг?» – закрой глаза и слушай звуки вокруг (проехала машина, стучат за стеной, звучат голоса , идет дождь и т. д.).
2. «Угадай, что звучит» — закрой глаза, я буду шуметь разными предметами, а ты угадывай (стук руки по столу, шуршанье бумаги, переливание воды, щелканье пальцами и т. д.)
3. «Кто как кричит?» – как кричит корова, собака, петух, кошка и др.
4. «Услышишь – хлопни» — если услышишь звук (Ж) – хлопни в ладоши. Взрослый называет цепочку любых звуков, произнося из коротко, а ребенок «ловит» только звук (Ж). (то же самое можно проделать с любым звуком)
5. «Запомни – повтори» — я назову слоги, а ты повтори – ма – на – та; ту – пу – ку; ла – лу – лы и т. п. Слоговые ряды могут удлиняться до 4-5-ти за один повтор.
6. «Первый звук» – послушай слово и выдели звук, с которого оно начинается : кот – «к»; мак – «м»; зонт – «з» и др.
7. «Последний звук» — послушай слово и выдели звук, на который оно заканчивается – мама – «а»; слон – «н»; дом – «м» и др.
8. «Подбери слово» — подбери слово на звук Т – тапки, табурет, туфли, тарелка и т. д. Чем больше слов подберет ребенок, тем лучше. Взрослый помогает и меняет звук (Ш), (С) (К) и др.
9. «Какой звук тянется (поёт)?» – послушай слово и назови звук, который тянется – ды-ы-ым – «Ы»; ко-о-ом – «О»; та-а-м – «А» и т. д.
10. «Подбери слово с звуком (П) в начале, середине, конце» – подбери слово на звук «П» — пух; подбери слово, чтобы звук «П» был в середине слова – тапки; подбери слово со звуком «П» в конце слова – хлоп. Взрослый помогает и меняет звук.
11. «Собери слово» – я произнесу звуки, а ты составь из них слово : Т-Ы – ты; М-И-Р – мир; С-Ы-Р – сыр и т. д.
12. «Сосчитай звуки» — я произнесу слово по звукам, а ты их сосчитай : М-Ы — 2 звука; К-О-Т – 3 звука; М-У-Х-А – 4 звука и т. д.
13. «Подставь звук в начале слова» – я произнесу слово, а ты подставь звук «Т» в начале, что получится? — -ам – ТАМ; -ук – ТУК; — ом – ТОМ; -ома – Тома; -оля – Толя и т. д. (игра «Сломанное слово»)
14. «Подставь звук в конце слова» – договаривай мои слова звуком «С»: – нё –НЁС; пё – ПЁС; ле – ЛЕС; Ки – КИС и др. (игра «Договори слово»).
материал подготовила учитель-логопед Семенова Н. П.
Что делать, если у ребенка выявлено наличие речевой патологии? Предлагаю 10 несложных рекомендаций, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть - работы по развитию речи: 1. Следите за своей речью. Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей. 2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком. Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл. 3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопите ребенка с ответом. Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать. 4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте. Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел». Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.
5. Развивайте мелкую моторику рук. Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, раскрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь. 6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком. Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок. 7. Развивайте фонематический слух. Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух будут предложены мною дополнительно. 8. Делайте артикуляционную гимнастику. Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно. Сюда относятся упражнения общей артикуляционной гимнастики , комплексы специальных упражнений для той или иной группы звуков. Кроме того, очень эффективен массаж языка зубной щеткой и т. п. 9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах. Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, потанцевать, построить домик из стульев, подушек и покрывал. 10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух. Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь. На первый взгляд, делать все здесь предложенное достаточно сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге и это значительно упростит задачу развития речи. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наш адрес:
192281, Санкт-Петербург, ул. Будапештская, дом 79, корпус 3, литер А
телефон/факс 409-76-57
E-mail: info.doufr093@obr.gov.spb.ru