Особенности организации жизни
и воспитания детей в группе заикания.
Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач, как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, педагоги и специалисты, работающие с детьми, стараются четко соблюдать распорядок дня: это правильное чередование игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты проводятся так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта.
Важной задачей воспитателей группы заикания является создание условий по ограничению речи детей. Ограничение речи детей особенно важно в период «режима молчания» на протяжении всего первого этапа работы. Обычно он занимает первые 2-3 недели. Это сложный организационный момент, который обязателен для детей и должен поддерживаться всеми взрослыми: педагогами, специалистами и родителями.
Целью этого этапа работы является снятие общего и речевого напряжения.
Вся работа направлена на создание условий для затухания неправильной речевой привычки, подготовку нервной системы ребёнка к формированию речевого навыка.
Ограничение речи и чрезмерного подвижного поведения детей применяется и далее по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.
Для ограничения речи детей большое значение имеет правильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся детей по всей групповой комнате, обеспечение достаточным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча;
Для этого воспитатели организуют индивидуальные спокойные игры детей в первой и второй половине дня. Кроме индивидуальных игр, воспитатели проводят речевые игры, не требующие развёрнутого высказывания, хороводные игры, игры с пением.
В связи с тем, что режим ограничения речи сопровождается некоторым снижением двигательной активности, воспитатели компенсируют естественную потребность детей в движении за счет самостоятельной двигательной активности детей и организации подвижных игр, организуемых на прогулке, обычно в начале её. Перед уходом с прогулки необходимо успокоить детей, поэтому воспитатель переключает активную деятельность детей на более спокойную игровую деятельность.
Учитель-логопед осуществляет ежедневную коррекционную работу:
- проводит коррекционные подгрупповые и индивидуальные занятия;
- проводит в группе динамические паузы, фронтальные игры с детьми: речевые, пальчиковые, речь с движением, игры малой подвижности, театрализованные игры;
- участвует в организационных моментах;
- может участвовать в занятиях воспитателя.
Воспитатели проводят с детьми следующие занятия по:
- познавательному развитию и развитию речи;
- математическому развитию;
- развитию творческих способностей: рисование, аппликация,
лепка, творческий труд;
- музыкальному и физическому развитию.
Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель на занятиях обязательно осуществляет задачи коррекционной направленности.Занятия проводятся в подгруппах, за исключением занятий по физическому и музыкальному развитию, которые проводятся фронтально со всеми детьми группы.
Воспитатели осуществляют коррекцию заикания в течение всех режимных моментов.
Во второй половине дня в течение тридцати минут воспитателями проводится индивидуальная коррекционная работа по заданию учителя-логопеда.
После занятий или в случае более активной подвижной деятельности с детьми проводится отдых в виде релаксационных комплексов по представлению, которые проводит как учитель-логопед, так и воспитатель, но по согласованию с учителем-логопедом.
С детьми осуществляет коррекционную подгрупповую и индивидуальную работу педагог-психолог. Работа педагога-психолога направлена на формирование навыков свободного общения, формирование уверенного и не закомплексованного поведения, развитие психических процессов, что очень важно для подготовки детей к обучению в школе.
Цель коррекционной работы:
научить ребёнка правильно пользоваться своей речью,
сформировать определённые речевые навыки
и умения уверенной, свободной, ненапряжённой речи.
Задачи коррекционной работы:
развитие физиологического и речевого дыхания;
работа над релаксацией: умение расслабляться;
развитие у детей чувства темпа и ритма, умения передавать его в своей речи;
развитие эмоциональной выразительности речи;
сформировать умение самостоятельно выполнять правила речи, и осуществлять контроль над своей речью;
воспитание произвольного поведения;
формирование у ребёнка умения чувствовать себя уверенно и свободно в процессе общения.